Суббота, 20.04.2024, 16:48
Приветствую Вас, Гость | RSS
Форма входа

Поиск
Статистика
Главная » Статьи » Гражданская оборона » История и развитие ГО и РСЧС

История развития ГО и РСЧС на территории Хабаровского края
Становление


До Чернобыльской катастрофы (1986 г.) и до начала реальной разрядки в международных отношениях, что совпадает по времени, гражданская оборона продолжала решать задачи, в основном, военного времени, т.е. защита населения и народного хозяйства в условиях ракетно-ядерной войны, хотя предусматривалось и расширение задач в чрезвычайных ситуациях мирного времени. Но ориентация ГО на военное время, недостаточность полномочий у органов управления на момент чрезвычайных ситуаций, отсутствие специально предназначенных для ликвидации ЧС средств в бюджете, слабая подготовка руководящего состава и населения сказывалась на эффективности всей системы в ликвидации чрезвычайных ситуаций в условиях возросшей техногенной безопасности. Особенно всю несостоятельность ГО того времени вскрыли авария на Чернобыльской АЭС (1986 г.) и землетрясение в Армении (1990 г.).

После Чернобыльской катастрофы начинается новый этап в развитии ГО. 30 июня 1987 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР по ГО, которым центр тяжести в деятельности ГО переносится на решение задач мирного времени. К тому же времени в стране обострилась техногенная обстановка. Увеличилось количество аварий, катастроф, огромный ущерб наносили стихийные бедствия. Так 1987 год для Хабаровского края по погодным условиям выдался самым неблагоприятным в текущем столетии. За июнь-август выпало осадков более годовой нормы, в результате чего наводнению подверглось 29 районов края. Ущерб от ливневых дожей и наводнений в целом составил по краю более ста миллионов рублей. К ликвидации последствий наводнения привлекались звенья 2-го Хабаровского объединённого авиаотряда, невоенизированные формирования ГО.

В последние годы существования СССР в Хабаровском крае имеют место землетрясения, оползни, сели, ураганы, наводнения, лесные пожары, случаи опасных инфекционных заболеваний. Участились аварии на производстве из-за изношенности фондов предприятий. В сложившейся обстановке необходимо было незамедлительно менять структуру и задачи ГО. Поэтому сразу же после распада СССР и созданием в Российской Федерации Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в 1992 году на территории Хабаровского края создаётся Краевая подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (КПЧС). Положение о Хабаровской краевой подсистеме утверждается Главой администрации края В. И. Ишаевым 08.09.1992 г., №431. Хабаровская краевая подсистема объединяет органы управления края, органы местного самоуправления, силы и средства федеральных и других органов и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, расположенные на территории края. В её функции входят координация деятельности территориальных органов исполнительной власти, структур функциональных подразделений РСЧС по контролю и предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории края, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и повышению устойчивости работы объектов экономики в экстремальных условиях.

Реформирование


В соответствии с Указом Президента РФ от 08.05.1993 г. №643 штаб гражданской обороны Хабаровского края преобразован в штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Хабаровского края. Возглавляет штаб по делам ГОЧС края Н. И. Синяговский. Чуть позже, после выхода Указа Президента РФ от 10.01.1994 г., №66 о преобразовании Государственного комитета РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, штаб ГОЧС Хабаровского края перешёл в подчинение из ГК ЧС в Министерство. В 1995 году главные усилия штабов, служб, учебно-методических центров по ГОЧС в крае сосредотачивались на стремление к реальному повышению качества подготовки всех категорий населения к защите от последствий стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, а также от воздействия современных средств поражения. В этот период получили дальнейшее совершенствование форм и методов организации и проведения занятий, учений, тренировок по ГО с учётом практического опыта ликвидации последствий характерных для края чрезвычайных ситуаций и новых экологических и социальных условий жизнедеятельности.

В разработанных Администрацией Хабаровского края и штабом ГОЧС края организационных указаниях «О подготовке населения, специалистов, органов государственного управления и аварийно-спасательных сил Хабаровского края в области защиты от чрезвычайных ситуаций в 1996-1997 учебном году» главам администраций городов и районов, начальникам служб ГО, руководителям управлений, объединений и организаций в 1996-1997 учебном году предписывалось обеспечить планирование и организацию подготовки руководящего состава, невоенизированных формирований ГО и других сил и средств краевой территориальной подсистемы РСЧС, обучение рабочих и служащих, студентов и учащихся, неработающего населения края по гражданской обороне. В 1996 году выходит ряд законов, постановлений, распоряжений, направленных на дальнейшее развитие Хабаровской краевой подсистемы, на усовершенствование её функционирования.

Хабаровская подсистема ГО и ЧС


1 марта 1996 года Хабаровская краевая Дума принимает Закон «О защите населения и территории Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этот закон определяет общие для Хабаровского края организационно-правовые нормы в области зашиты населения края, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах края или его части, объектов производственного или социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Принятие закона диктовалось его следующими целями:
— предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
— снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
— ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Хабаровская краевая подсистема объединяет органы управления края, органы местного самоуправления, силы и средства федеральных и других органов и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, расположенные на территории края, и являются составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации.

Вскоре после принятия Закона «О защите населения и территории Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Главой администрации края В. И. Ишаевым и Министром РФ по делам ГОЧС С. К. Шойгу в июне 1996 года утверждается положение о Хабаровской краевой подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Хабаровская краевая подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создана и функционирует в РСЧС в мирное и военное время. В её функции входит координация деятельности территориальных органов исполнительной власти и функциональных подсистем на территориальном, местном и объектовом уровнях по контролю и предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории края, ликвидации их последствий и повышению устойчивости работы объектов экономики в экстремальных условиях. Конец 1996 года совпал с принятием Постановления Правительства РФ от 23 ноября №1396 «О реорганизации штабов по делам ГОЧС». В соответствии с этим постановлением МЧС РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления обязано было провести в 1997 году реорганизацию штабов по делам ГОЧС, являющихся подразделениями этих органов управления, в органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. Реорганизацию следовало провести в пределах штатной численности, фонда оплаты труда и расходов на содержание штабов ГОЧС.

Положение о Главном управлении


С декабря 1996 года по июнь 1997 года велась напряжённая работа штаба ГОЧС Хабаровского края по разработке и утверждению положения об органе управления по делам ГОЧС. К 1 июня 1997 года работа по реорганизации штабов ГОЧС была завершена. Штаб по делам ГОЧС Хабаровского края был реорганизован в Главное управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Хабаровского края, штабы по делам ГОЧС в категорированных городах — в управления ГОЧС, в некатегорированных городах и районах — в отделы по делам ГОЧС.

В соответствии с «Положением о Главном управлении по делам ГОЧС Хабаровского края», утверждённом Главой администрации края 27 января 1997 года, этот орган управления предназначен для организации выполнения мероприятий по гражданской обороне, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций как в мирное, так и в военное время.

Деятельность Главного управления по делам ГОЧС осуществляется под общим руководством начальника гражданской обороны Хабаровского края, регионального центра ГОЧС и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и комиссией по чрезвычайным ситуациям.

Одновременно с утверждением Положения о Главном управлении по делам ГОЧС, были утверждены положения об управления по делам ГОЧС категорированных городов. Одной из главных свои органы управления по делам ГОЧС считают организацию наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения.

На территории края Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 03.03.1997г., №77 утверждается «Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля Хабаровского края». Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования СНЛК на территории края.

Для совершенствования мероприятий ГО по защите населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов и ликвидации последствий аварий, которые могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей на территории края, 04.09.1997 г., №398 принимается Постановление Главы администрации Хабаровского края «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

Просветительская и учебно-методическая работа


С 21 по 24 ноября 1997 года по распоряжению начальника Главного управления по делам ГОЧС М. И. Колесникова проводится проверка состояния обучения в учебно-методических центрах по ГОЧС Хабаровского края и города Хабаровска. В результате проверки установлено, что плановая подготовка руководящего и командно-начальствующего состава ведётся согласно требованиям руководящих документов. В 1997 учебном году задачи в системе подготовки по ГО Хабаровского края решались в соответствии с требованиями, определяющими функционирования РСЧС. Главное усилие управлений, служб, УМЦ и курсов ГО края сосредотачивались на стремлении к реальному повышению качества всех категорий населения к защите от чрезвычайных ситуаций, на дальнейшее совершенствование форм и методов организации и проведении занятий, учений и тренировок по ГО с учётом практического опыта ликвидации последствий характерных для края чрезвычайных ситуаций.

В целях дальнейшего развития единой государственной системы подготовки населения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 30.01.1998 г., №36 «О порядке подготовки населения, специалистов органов государственного управления и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций Хабаровского края на 1998-2000 годы» утверждается главная задача обучения населения, основные направления в работе по её выполнению, формы и методы подготовки, периодичность проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок.
Учебный год в системе РСЧС устанавливается с 5 января 1998 года. Контроль за выполнением постановления возложен на начальника Главного управления по делам ГОЧС Хабаровского края М. И. Колесникова.

Системы оповещения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций


2 марта 1998 года под №78 Постановлением Главы администрации Хабаровского края утверждается «Положение о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения населения Хабаровского края в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени». Главам муниципальных образований городов и районов края в работе по оповещению и информированию населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени предписывается строго руководствоваться этим Положением.

Задачи по обеспечению охраны общественного порядка, усилению охраны особо важных объектов и объектов жизнеобеспечения (согласно утверждённому перечню), а также охране имущества, оставшегося без присмотра, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края возлагаются на Управление внутренних дел Хабаровского края (А.П.Золотарёв). Постановление «О поддержании общественного порядка в чрезвычайных ситуациях» утверждается Главой администрации Хабаровского края В. И. Ишаевым 27 марта 1998 года. В постановлении определяется круг задач органов внутренних дел края в чрезвычайных ситуациях.

Силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории края создаются и содержатся в готовности к применению в учреждениях, организация и на предприятиях, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного их использования по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения и территорий.

Основы создания, подготовки и поддержания в готовности на территории Хабаровского края сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их финансового и материально-технического обеспечения, а также функции краевых органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и администраций предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм определяются «Положением о подготовке и содержании в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций», утверждённым Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 15.05.1998 г., №203.

В зависимости от условий возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, характера и пространственно-временными параметрами воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций планируются и осуществляются эвакомероприятия по выведению населения из зоны чрезвычайной ситуации.

Основные задачи, порядок планирования и проведения эвакомероприятий на территории края определяются «Положением о порядке проведения эвакуационных мероприятий на территории края при возникновении чрезвычайных ситуаций», утверждённым Постановлением Главы администрации края от 16.07.1998 г., №276.

В целях предотвращения лесных пожаров, борьбы с ними на территории Хабаровского края 14.01.2000 г., №9 выходит Постановление Главы администрации края «О мерах по обеспечению охраны лесов от пожаров на территории Хабаровского края в 2000 году». Главам муниципальных образований городов и районов края, управлению лесами края и лесхозам, всем лесопользователям, гражданам и юридическим лицам, осуществляющим ведение лесного хозяйства или использование лесного фонда, организациям и предприятиям, имеющим на землях лесного фонда свои объекты, а также населению, находящемуся в лесу, надлежало выполнять «Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации».

Главному управлению по делам ГОЧС края до начала пожароопасного сезона необходимо было разработать и согласовать с командованием Краснознамённого Дальневосточного военного округа, начальником Дальневосточного регионального центра по делам ГОЧС план привлечения и направления сил и средств военного командования, соединений и воинских частей ГО на тушение лесных пожаров при чрезвычайных ситуациях.

Реорганизации


В соответствии с Указом Президента РФ от 9 ноября 2001 года №1309 государственная противопожарная служба МВД Российской Федерации с 01 января 2002 года преобразована в государственную противопожарную службу МЧС России.

В соответствии с требованиями федеральных законов от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне», Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. №1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности», постановлением Губернатора Хабаровского края от 20 октября 2003 года №296 утверждено положение о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Хабаровского края.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. №868 «О вопросах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», приказа МЧС №487 от 26 октября 2004 года «О мероприятиях по созданию территориальных органов МЧС — органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации» с 1 января 2005 г. создаётся Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю, положение которого утверждено приказом МЧС России от 6 августа 2004г. №372.

Первым начальником Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю назначен Колесников Михаил Иванович, приказ МЧС России от 9 февраля 2005г. по 10 апреля 2007 г., приказ МЧС №49.

С 23 апреля 2007 г., приказом МЧС России №53-ВК, Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2007г. №524, начальником Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю назначен Башкиров Сергей Геннадьевич.
Категория: История и развитие ГО и РСЧС | Добавил: Der_Offizier (10.08.2011)
Просмотров: 1286 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пропаганда
Обновления